ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ПРИХОДА ПАНТЕЛЕИМОНОВСКОГО ХРАМА Г.ЖУКОВСКИЙ

="Версия
 
 
28 сентября и 14 октября – дни памяти выдающегося отечественного авиаконструктора Владимира Михайловича Мясищева.
 
Воспоминания специалиста, знавшего В. Мясищева по совместной работе около 15 лет.
 
Впервые для меня это имя прозвучало, когда при вручении дипломов нашему выпуску Харьковского авиационного института дарили альбомы с двумястами фотографиями о нашей пятилетней студенческой жизни. На кожаной обложке альбома золотым тиснением было выполнено изображение первого в мире огромного сверхзвукового самолёта Генерального конструктора Владимира Михайловича Мясищева. Увидеть этого человека для многих из нас было сказочной мечтой. 
 
В.В.МясищевИ вот после моей защиты дипломного проекта «Сверхзвуковой пассажирский самолёт» в ЦАГИ председатель государственной комиссии объявляет оценку «отлично» с рекомендацией продолжить работу в отделе перспективных аэродинамических компоновок. С полной отдачей трудились мы до 10–11 часов вечера, а потом – бегом в общежитие на Строительной, чтобы завтра снова за эксперимент, за проекты. 
 
Кто же задал такой темп в институте? Его задал и прекрасно организовал Генеральный конструктор В. М. Мясищев. Он же энергично поддержал ширящуюся в стране идею создания общественных конструкторских бюро (КБ). Это были 1964-65 гг. 
 
Война во Вьетнаме потребовала срочных разработок принципиально новых идей и, в первую очередь, от ЦАГИ. Вот почему по распоряжению Мясищева готовится Положение и приказ о создании общественного КБ, функционирующего в нерабочее время, т. е. после 18 часов. Однако часть научного руководства института и Комитет комсомола ЦАГИ объявили, что такое КБ – «государство в государстве», а это нецелесообразно. Что делать?
 
Тогда Мясищев организовал на самом высоком уровне отраслевое совещание, на котором практически все Генеральные конструкторы страны выступили с резкой критикой уровня аэродинамических исследований в ЦАГИ. За этим последовали некоторые замены на руководящих должностях. И хотя идея создания общественного КБ не смогла реализоваться на практике, были приняты важные решения для улучшения работы института.
 
Но самое яркое для меня воспоминание об этой истории – это когда после часового доклада по двум нашим проектам Мясищев помог собрать все материалы и, пожимая руку на прощанье, сказал: «Недавно был в отпуске на море и застудил правое плечо, поэтому прошу меня простить, что слабо жму Вашу руку». 
 
Гений своего делаМне посчастливилось работать с Владимиром Михайловичем все последующие годы, вплоть до 14 октября 1978 г., когда его жизнь, яркая, как вспышка метеорита, оборвалась.
 
Мясищев направлял усилия возглавляемой им организации прежде всего на разработку перспективных видов авиационной техники. Самолеты конструкторского бюро В. М. Мясищева до сих пор состоят на вооружении нашей дальней авиации, а те из них, которые оборудованы системой заправки в воздухе, позволяют преодолевать межконтинентальные расстояния другим самолётам. До сих пор эти проекты являются непревзойдёнными по идеологии конструирования.
 
В наши дни на Пантелеимоновском приходе в Музее авиации и космонавтики я узнал о взаимоотношениях В.М. Мясищева с Церковью: когда и где крестили, кем были его крёстные отец и мать, какой священник совершал таинство Крещения.
 
Здесь произошло знакомство с людьми, которые также хранят память о Мясищеве и продолжают служение в авиационной сфере на благо нашего Отечества. Здесь, на приходе Пантелеимоновского храма, через 50 лет осуществилась наша мечта – создать общественное молодёжное конструкторское бюро, которое станет закономерным продолжением работы многочисленных кружков, музеев и кабинетов прихода. 
 
Сегодня бюро работает во славу Божию над возобновляемыми источниками энергии, например, экологически чистыми ветряками, которые планируется установить на территории храма Рождества Иоанна Предтечи на берегу Москвы-реки. Есть и предложения о создании новых экологически чистых наземных, водных и воздушных транспортных средств.
 
Вице-президент, генеральный конструктор по инновациям
ОАО «Лётные испытания и производство им. Гризодубовой В. С.»
(до 2012 г.), руководитель общественного молодёжного
конструкторского бюро Аэрокосмического Центра (АКЦ) при
Пантелеимоновском приходе В. И. Трощилов

Приходской вестник храма святого великомученика и целителя Пантелеимона
Пантелеимоновский благовест, №11 (189)