Голос русскости

Человеку на земле не дано
спрятаться за другого – от
решения и ответственности.
И.А. Ильин

Иван Александрович Ильин значим для России безмерно, и не для её прошлого, а как раз для отыскания её верного пути сегодня.

Ильин менее всего писал для современных ему людей, бытие которых в большей или меньшей степени было предопределено системой; он творил для нас, сегодняшних, коим уготовано или воссоздать национальную Россию, или исчезнуть в качестве исторического лица с великой культурой.

Сегодня, в пору утраты координат национального и личностного бытия, целительно открыть для себя Ивана Ильина, ибо всякий человек, не растерявший по ветру остатки русскости, однажды прикоснувшись к строчкам Ильина, станет искать встречи с этим собеседником.

Губительная болезнь.

Нашему времени свойственна губительная и незаметная для человека болезнь – неузнавание собственной национальной культуры и себя в ней. Такой человек остаётся ещё русскоязычным, но перестаёт быть русским, потому что потерял ИСТОРИЧЕСКИ РОДНОЕ, перечеркнул генетическую цепочку преемственности в веровании, в национальном характере, музыке, языке, общении, в постижении мира…

Русская идея.

Иван Ильин, как и другие изгнанники 1922 года, не имел надежд на возвращение в Россию. И всё же он изо дня в день писал, обращаясь к соотечественникам. Он, будто осязаемее, чем живущие территориально на родине, находился в России и вёл её своими духовными прозрениями к свету национального освобождения.

Национальное лицо народа, выраженное в вере, культуре, истории – в Пушкине, Рублёве, в Кижах, в Куликовской битве и Бородинском поле, в Сергии Радонежском и Кутузове, Достоевском и Шмелёве – это то незаёмное, чем мы выстояли и чем мы интересны другим народам. Всё это учил нас ценить в себе Иван Ильин. Уж он-то знал Запад и вправе был дать жёсткий совет: “Плох тот народ, который не видит того, что дано именно ему, и потому ходит побираться под чужими окнами. Мы Западу не ученики и не учителя. Мы ученики Богу и учителя себе самим. Перед нами задача: творить русскую самобытную духовную культуру – из русского сердца, русским созерцанием, в русской свободе… И в этом смысл русской идеи”.

Не было русского философа, который не высказался бы о русской идее, но мы не найдем более точной формулы, чем у Ильина.

Главное зло.

Зло, о котором более всего говорил Иван Ильин, – не внешнее, а внутреннее. Так, например, землетрясения и ураганы не порождают сами по себе зла; зло начинается в душевно-духовном мире человека, именно здесь местообитание добра и зла. Телесное страдание может одинаково вести и к добрым, и к злым поступкам: всё зависит от состояния души.

Любой человек, как подчёркивал Ильин, независимо от своего положения в обществе, распространяет по преимуществу либо зло, либо добро. “Человеку не дано “быть” и не сеять”, ибо он “сеет уже одним бытием своим… Поэтому каждый отвечает не только за себя, но и за всё то, что он “передал” другим…”

Иван Ильин – особое явление в мире философии. Он был государственником-правоведом, философом, литературным критиком, публицистом, однако стержнем всех его работ было Православие.
 
Ильин сумел заговорить голосом России, голосом русскости, и это право он отстоял всей своей жизнью.

Анастасия Мухина

ПРИЛОЖЕНИЕ к газете Пантелеимоновский благовест №5(170)