Имя России

6 декабря – день преставления святого благоверного князя Александра Невского.

В 1380 году князь Александр Невский был прославлен Церковью, но почитался местно, во Владимирской епархии. Церковный Собор 1574 года установил почитание святого благоверного князя Александра Невского всей Русской Церковью.

В 2008 году в интернете был объявлен проект «Имя России». Предстояло выбрать путём голосования на сайте и по телефону самую ценимую и символичную личность за всю российскую историю. Из оставшихся 12 громких имён было выбрано имя святого Александра Невского. И это неслучайно…

По завещанию Петра I указом от 21 мая 1725 года в России был учреждён орден Александра Невского, отменённый после Октябрьской революции. 29 июля 1942 года орден был учреждён заново уже как советский.

Святейший Патриарх Кирилл, будучи в то время митрополитом Смоленским и Калининградским, в телепередаче, посвящённой Александру Невскому, выступил с пламенной речью, в которой обосновал почему необходимо выбрать это имя. «Александр Невский, – сказал тогда Владыка Кирилл, – боролся за национальную идентичность, за национальное самопонимание. Без него бы не было России, не было русских, не было нашего цивилизационного кода».

Митрополит Кирилл назвал Александра Невского политиком, защищавшим Россию «очень тонкой и мужественной дипломатией». Он понимал, что в тот момент невозможно было победить Орду, которая «дважды проутюжила Россию», захватила Словакию, Хорватию, Венгрию, вышла на Адриатическое море, вторглась в Китай.

«А почему он не подымает борьбу с Ордой? – обратил внимание телезрителей Владыка Кирилл. – Да, Орда захватила Русь. Но татаро-монголам не нужна была наша душа и не нужны были наши мозги. Татаро-монголам нужны были наши карманы, и они выворачивали эти карманы, но не посягали на нашу национальную идентичность…

А вот когда возникла опасность с Запада, когда закованные в броню тевтонские рыцари пошли на Русь – никакого компромисса. Когда папа римский пишет письмо Александру, пытаясь взять его на свою сторону… Александр отвечает «нет». Он видит цивилизационную опасность, он встречает этих закованных в броню рыцарей на Чудском озере и разбивает их так же, как он чудом Божьим разбивает с маленькой дружиной шведских воинов, которые вошли в Неву».

Рассказывая об Александре Невском, митрополит Кирилл наглядно показал, почему этот великий князь позволил монголам собирать дань с России: «Он понимает, что это не страшно. Могучая Россия вернёт себе все эти деньги. Надо сохранить душу, национальное самосознание, национальную волю… Всё разрушено, надо же силы скопить. А если бы не скопили силы, если бы не замирили Орду, если бы не остановили ливонское нашествие, где была бы Россия? Её бы не было».

Своим мудрым политическим ходом князь Александр «склонил Батыя не платить дань монголам. И Великая Степь, этот центр агрессии против всего мира, оказалась изолирована от Руси Золотой Ордой, которая стала втягиваться в ареал русской цивилизации. Это первые прививки нашего союза с татарским народом, с монгольскими племенами. Это первые прививки нашей многонациональности и многорелигиозности. С этого всё началось. Он положил основу такому миробытию нашего народа, которое определило дальнейшее развитие Руси как России, как великого государства».

Митрополит Кирилл назвал Александра Невского «былинным героем»: «Ему было 20 лет, когда он шведов разгромил, 22 года, когда он ливонцев потопил на Чудском озере… Молодой, красивый парень!.. Смелый… сильный». Даже его внешний облик является «лицом России». Но самое главное – это то, что, будучи политиком, стратегом, полководцем, Александр Невский стал святым. «Если бы в России были святыми правители после Александра Невского, какой была бы наша история! Это собирательный образ настолько, насколько вообще может быть собирательный образ… Это наша надежда, потому что и сегодня мы нуждаемся в том, что творил Александр Невский…Отдадим свои не только голоса, но и сердца святому благоверному великому князю Александру Невскому – спасителю и устроителю России!» – призвал тогда телезрителей митрополит Кирилл.

И если наш народ выбрал своим национальным героем из 500 представленных кандидатов именно святого, не свидетельство ли это духовного возрождения, происходящего в сознании людей?

На приходе Пантелеимоновской церкви с именем святого благоверного князя связано создание осенью 1999 года жуковского регионального отделения историко-патриотического общества «Наследники Александра Невского». В честь святого благоверного князя Александра в Преображенском храме освящён один из приделов.

Елена Добронравова

Приходской вестник храма святого великомученика и целителя Пантелеимона

Пантелеимоновский благовест, №13(178)