ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ПРИХОДА ПАНТЕЛЕИМОНОВСКОГО ХРАМА Г.ЖУКОВСКИЙ

="Версия
Главная > ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ > О духовной жизни > О монашестве >

КОЛЫБЕЛЬ РУССКОГО МОНАШЕСТВА.

 
1000-летию русского монашества на Святой Горе Афон посвящается.

Во вторую неделю (воскресенье) Великого поста, Православная Церковь празднует Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских. В состав этого сонма святых входит более 140 Киево-Печерских подвижников. Центральное место в нём занимает преподобный Антоний, основатель Печерской обители.
 
монастырь на Афоне
Русский афонский монастырь Ксилургу
(в настоящее время русский скит)
Антоний и Афон
Этот подвижник имеет особое значение в сонме древнерусских святых и издревле почитается как «начальник всех русских монахов». Основанная им на Киевских горах Печерская обитель многие столетия служила центром и школой древнерусского монашества и просвещения для всей Киевской Руси.
 
Сохранившиеся сведения о жизни преподобного Антония довольно скудны и противоречивы. Особенно мало информации о периоде пребывания подвижника на Святой Горе Афон.
 
В последнее время в популярной литературе утвердилась мысль, будто бы преподобный Антоний Печерский подвизался на Афоне в греческом монастыре Есфигмен. В качестве подтверждения этого факта демонстрируется небольшая пещерка с надстроенной над ней в конце XIX века церковкой во имя святого Антония Есфигменского.
 
Действительно ли АнтонийЕсфигменский тождественен Антонию Печерскому? Вопрос этот до сих пор остаётся открытым. Весомых доказательств есфигменской гипотезы, распространившейся с середины XIX века, представлено так и не было.
 
Церковное предание
Есть на Афоне другое, более давнее и правдоподобное церковное предание о том, что будущий отец русского монашества изначально подвизался на Святой Горе не в греческом, а в древнерусском монастыре Успения Богородицы (монастырь Ксилургу).
 
Обитель Ксилургу- древнейшая русская православная обитель не только на Афоне, но и в мире. Она была основана вскоре после Крещения Киевской Руси. О её русских корнях свидетельствует даже само название: в переводе с греческого «ксилургу» означает «древодел», а ведь только русичи изначально обустраивали свои жилища, храмы и монастыри из дерева, тогда как греки – из камня.
 
По преданию, древнерусский монастырь Ксилургу был основан попечением святого равноапостольного князя Владимира Киевского и его супруги, византийской царевны Анны, вскоре после принятия христианства на Руси. Из «Повести временных лет» мы узнаем, что после крещения князь Владимир отправляет посольство в Иерусалим и Константинополь. Вскоре после этого  близ Иерусалима и на Святой Горе Афон появляются два русских монастыря. Древнерусская обитель во Святом Граде спустя три столетия перестала существовать, обитель же на Святой Горе существует до сих пор (в настоящее время как русский скит).
 
Первое письменное упоминание о древнерусском монастыре на Святой Горе относится к 1016 году. Это упоминание мы находим в одном из святогорских документов, хранящихся в библиотеке Великой Лавры Афанасия Афонского. В документе под указанной выше датой (1016 год) стоят подписи игуменов всех святогорских монастырей. Среди них – подпись пресвитера и игумена «монастыря русских» Герасима.
 
Именно в этом монастыре, по преданию, и принял постриг родоначальник древнерусского монашества, выходец из Черниговской земли преподобный Антоний Печерский.  Позже отсюда же по благословению старцев обителион перенёс афонский устав на Русь, основав по афонскому образцу Киево-Печерскую обитель.
 
Соборный храм древнерусской афонской обители Ксилургу (названной в указе византийского императора за 1048 г. Лаврой), посвящён Успению Пресвятой Богородицы. Как известно, и основанная преподобным Антонием по его возвращении с Афона Киево-Печерская обитель, как и её соборный храм, тоже символически были посвящены Успению Божией Матери.
 
Кто же был этим великим старцем-игуменом, постригшим преподобного Антония Печерского, и благословение которого сыграло столь решающую роль в судьбе не только Печерской обители, но и всей Киевской Руси? 
 
Вероятнее всего, им был тот самый преподобный старец Герасим, первый настоятель русской обители Ксилургу, оставивший свою подпись на вышеупомянутом акте 1016 года.
 
Русские монахи на Афоне
Из житийных списков известно, что на Афон преподобный Антоний прибыл в совсем ещё юном возрасте. Уже в 1013 году он в первый раз возвращается в Киев со Святой Горы. Подобные путешествия с Руси на Афон в те времена невозможно было совершать самостоятельно. Поэтому, несомненно, преподобного Антония должны были сопровождать в столь дальних и небезопасных странствиях и другие спутники. Всё это подтверждает, что первые русские монахи появились на Афоне задолго до 1013 года. По всей видимости, именно они и составили в 1016 году братию первого древнерусского афонского монастыря, игуменом которого был вышеупомянутый Герасим.
 
Новые монастыри
С начала XI века Свято-Успенская обитель Ксилургу начинает осуществлять свою миссию распространения в Восточной Европе афонского духовного наследия. Помимо преподобного  Антония Печерского были и другие подвижники, нёсшие славянам афонскую традицию.
 
Так в 1225 году на Почаевской горе русский святогорец –  преподобный Мефодий – основывает будущую прославленную Свято-Успенскую Почаевскую Лавру. Место, на котором она находится, до сих пор именуется Святой Горой.
 
В XI-XIII веках некие афонские иноки поселяются и в меловой горе на берегу Северского Донца, заложив основание ещё одной Успенской Лавры, также названной впоследствии Святогорской.
 
Как и Киево-Печерский монастырь, как и русский афонский монастырь Ксилургу, эти прославленные обители названыв честь Успения Пресвятой Богородицы. Все они были основаны русскими подвижниками Святой Горы Афон и приблизительно в один и тот же промежуток времени – в домонгольский период. Источники не указывают точно, из какого именно монастыря Святой Горы они приходили. Но время их миссии совпадает с периодом расцвета древнерусского монашества в обители Ксилургу на Афоне. Поэтому, вероятнее всего, все эти русские святогорцы были выходцами из этой древней Русской Лавры.
 
Итак, именно монастырь Ксилургу стал духовно-историческим связующим звеном, соединившим новопросвещённую Киевскую Русь и Святую Гору Афон. Из него 1000 лет назад преподобным Антонием Печерским впервые было перенесено и утверждено на Руси православное монашество.
 
Подготовил Александр Исаев
Полная версия статьи по адресу: