«Кто разодрал Твои ризы, Господи?»

Прежде чем землетрясение сложит каменные дома, словно карточные домики, его заметят датчики. Какие-то стрелки нервно задрожат, какие-то цифры поскачут галопом, и сидящий у приборов специалист поймет – быть беде. Подобным образом в Церкви беду прежде, нежели она войдет без стука, чуют сердцем святые. Когда арианская ересь готовилась драконом вылезти на свет и дохнуть на Церковь смрадным дыханием, Антоний Великий в пустыне был поражен видением. Видел он, как ослы и мулы вошли в алтарь большого храма и подняли там свой гикающий шум, переворачивая сосуды, стуча копытами, обнюхивая Святую Трапезу. Антоний с болью в душе понял, что ждет Церковь неизвестная дотоле беда, не снаружи терзающая Тело Христов, но пытающаяся ворваться внутрь.

И не только в пустынях есть духовидцы. Есть они (были, по крайней мере) и в больших городах. Петр Александрийский, предшественник борца с арианством – Афанасия, по преданию видел Христа, одетого в разодранные ризы. Это было тогда, когда ересь еще не заполнила вселенную, но лишь оформлялась и втайне, как опухоль, росла. Святитель тогда задал вопрос: «Кто разодрал Твои ризы, Господи?», и услышал в ответ Христово: «Арий». Эти слова вошли в богослужение.

«Кто Твою Спасе ризу раздра?», – слышали мы вчера на великой вечерне. И ответ: «Арий, Ты рекл еси, иже Троицы пресече единочестное начало». Вообще богослужение наше столь глубоко, и свежо, и чудотворно, что уже одно оно есть громогласная проповедь в Духе и истине. Священник может молчать, но не молчат стихиры, не молчит канон, тропари звучат и псалмы переливаются. Проповедь Евангелия звучит на службе постоянно. В России перед революцией было довольно много энтузиастов, которые накануне праздничных служб разъясняли своим прихожанам смысл праздничных песнопений и молитв, чтобы радостью узнавания играло верующее сердце. Некоторые батюшки и сейчас так делают. Некоторые. А там, где не делают, сами люди нередко читают заранее, еще до службы дневной Апостол, Евангелие, тропари и стихиры.

Сегодня день памяти отцов Первого Вселенского Собора. Церковь хранит молитвенную память о прошедших веках. Эта память воплотилась в песнопения, которые нужно знать и учить всю жизнь, чтобы не столбом, а человеком стоять на службе. Большинство из нас, конечно, этих песнопений и не знает и не понимает. И часто, в своё оправдание, нам хочется пуститься в рассуждения о сложности церковнославянского языка, о том, что, может быть, пора служить на русском и т.п. Но давайте вспомним, что делает человек для того, например, чтобы хорошо научиться играть в шахматы? Он не возмущается сложностью игры или тем, что его противник по партии применяет какие-то мудрёные комбинации. Он просто берёт в руки книгу о шахматах и сам изучает эти комбинации. А когда после этого он садится играть, для него уже всё понятно: он узнаёт в ходах противника те дебюты, гамбиты и ловушки, которые сам недавно изучал по книжке, и играть уже гораздо интересней.

И вообще, в нашей жизни, когда мы чем-то увлекаемся, мы ведь стараемся как можно больше узнать об этом, тратим много времени, чтобы начать в чём-то по-настоящему разбираться. И когда у нас начинает это получаться, мы ещё больше загораемся.

Вот также и на богослужении. Чтобы его понимать нужно потрудиться. И это хорошо, потому что, изучая богослужение мы идем теми самыми тесными вратами, которыми, по словам Господа, нам надлежит войти в Царствие Небесное. А если мы этого делать не будем, то так и будем как истуканы годами стоять на службе, ничего не понимая и думая о чём-то своём. Но ведь это именно для нас поют певцы, читают чтецы, возглашают священники. А если это есть, значит это НАМ нужно, потому что в Церкви всё очень мудро устроено, и ничего ненужного нет. И если всё в Церкви сделано для нас, для нашего спасения, а мы этим пренебрегаем, то не спросит ли нас Господь: почему мы за всю нашу жизнь так и не научились понимать язык Церкви, так и не приобщились к её спасительному наследию. Почему мы так и не узнали такие величайшие шедевры церковного творчества, как например каноны, написанные преп. Иоанном Дамаскиным или преп. Андреем Критским, в которых скрыта (именно скрыта от нас) огромная духовная сила. Оправдаемся ли мы перед Богом? Ведь это раньше трудно было найти церковные тексты, и то, те христиане, которые очень хотели – находили. А сейчас вообще с этим проблем никаких нет. На некоторых православных сайтах выкладываются полностью тексты богослужений со всевозможными пояснениями. Нужно только захотеть.

А ещё нужно ответить самому себе на вопрос: что мне важнее, посмотреть какую-нибудь передачу по телевизору или потратить то же самое время на подготовку к завтрашней службе – прочитать соответствующий отрывок Евангелия, Апостола, прочитать и разобраться в тропарях и кондаках. Если мы выберем телевизор, то конечно, завтра мы как всегда придём в храм и просто выполним свой «долг» отстояв службу, и всё. Но если мы потрудимся и подготовимся, то служба для нас пройдёт совсем по-другому, ведь мы тогда сможем молиться и уже не только на прошениях малой ектинии. И, может быть, Евангелие, которое мы прочитали накануне и не поняли, Господь нам откроет, видя наше желание и труд.

Мы вспоминаем сегодня отцов Первого Вселенского Собора, вспоминаем в связи с их борьбой против арианства – ереси, которая очень долго терзала древнюю Церковь. А ведь ереси могут бесконтрольно плодиться только в одной питательной среде, имя которой – невежество народа. И суеверия, которых сегодня в Церкви очень много, появляются «благодаря» невежеству. А что такое суеверие? А суеверие – это то, что Православие, истинную веру, превращает в язычество, в котором человек губит свою душу. Поэтому, чтобы нам не сойти со спасительного пути Православия, нам нужно с невежеством бороться. И начинать будем, конечно, с себя, чтобы служба стала для нас не тем, что нужно пережидать в муках стояния, а тем кладезем Истины и Духа, открывая который нам будет хотеться  жить для Господа Емуже и слава во веки веков !

Текст подготовлен на основе материалов сайта http://www.pravoslavie.