ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ПРИХОДА ПАНТЕЛЕИМОНОВСКОГО ХРАМА Г.ЖУКОВСКИЙ

="Версия
Главная > ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ > О Православии > Основы Православия > Сущность христианства >

Неведомые помощники. 21 ноября – Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

 
21 ноября – Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
 
За неделю до начала Рождественского поста Церковь восхваляет весь сонм ангельских сил, которые служат Богу и людям. 
 
Неведомые помощникиПонимая человеческую немощь, святые отцы указывают нам на великих помощников в перенесении тягот предстоящего поста – Архангелов и Ангелов Божиих. 
 
Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV в. на Поместном Лаодикийском Соборе, который 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил их православное почитание.
 
Ангельские чины разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина.
 
В высшую иерархию входят Серафимы, Херувимы и Престолы.
 
Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылые огненные Серафимы (Ис. 6: 2). Они пламенеют любовью к Богу и побуждают к ней других. После Серафимов Господу предстоят многоочии Херувимы (Быт. 3: 24), изливающие Божию премудрость и просвещение. За Херувимами предстоят Богоносные Престолы (Кол. 1: 16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.
 
Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.
 
Господства (Кол. 1: 16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Силы (1 Пет. 3: 22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Власти (1 Пет. 3: 22) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе со злыми помыслами.
 
В низшую иерархию также входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.
 
Начала (Кол. 1: 16) начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять Вселенной, охранять страны и народы. 
 
Архангелы (1 Сол. 4:16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.
 
Ангелы (1 Пет. 3:22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают их от греха, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.
 
Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.
 
Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (в переводе с евр. – «кто как Бог») – верный служитель Божий, ибо он низринул с неба возгордившегося диавола с другими падшими духами. С древних времён он прославлен своими чудесами. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвящённого архангелу Михаилу. Один из главнейших храмов Москвы – храм-усыпальница в Кремле – посвящён ему.
 
Из Св. Писания и Св. Предания известны также Архангелы: Гавриил – благовестник Таин Божиих; Рафаил – целитель человеческих недугов; Уриил – просветитель душевных и телесных чувств, наставник заблудших; Селафиил – молитвенник Божий о спасении и здравии людей; Иегудиил – покровитель подвизающихся и монашествующих; Варахиил – испрашивающий людям милости Божией; Иеремиил – возвышающий к Богу, внушитель добрых и благих помыслов.
 
Празднование в честь святых Ангелов Божиих – особый день. Он вводит нас в соприкосновение с тайной Божественного замысла об этом мире, с иным миробытием и помогает понять, что существуют реальные точки соприкосновения нашего земного, человеческого, физического бытия с невидимым бытием, с иным миром. Это должно каждому из нас давать чувство защищённости, вселять мысль о присутствии рядом с нами огромной, неведомой для нас, но реальной опоры в жизни. Вот почему православные христиане обращают свои молитвы к святым Архангелам и Ангелам, которым Бог вручил попечение в том числе и о каждом из нас.
 
Валерий Шишкин
 
Приходской вестник храма святого великомученика и целителя Пантелеимона
Пантелеимоновский благовест, №12 (203)