ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ПРИХОДА ПАНТЕЛЕИМОНОВСКОГО ХРАМА Г.ЖУКОВСКИЙ

="Версия
 
25 октября - день рождения легендарного лётчика Амет-Хана Султана (1920-1971).
 
Дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан был одним из лучших лётчиков-испытателей. Он родился в г. Алупке в доме, который был построен на склоне горы Ай-Петри. Выше жили только орлы. Впоследствии легендарного лётчика сравнивали с орлом. 
 
Амет-Хан Султан
Его детская биография не содержала в себе ничего героического: семь классов школы, железнодорожное училище, рабочая специальность… Но увлечённость небом привела его в аэроклуб. Когда Амет-Хан Султан оказался в армии, «гражданское» увлечение небом решило его дальнейшую судьбу. Он был направлен в знаменитую Качинскую военную авиационную школу.
 
Во время Великой Отечественной войны Амет-хан Султан совершил 603 боевых вылета, провёл 150 боёв, сбил 19 самолётов в составе группы и 30 – лично.
 
После окончания войны по распоряжению Верховного Главнокомандующего все лётчики-асы были направлены на учёбу в академии. Амет-Хан Султан стал слушателем Военно-воздушной академии в Монино. Учёба шла очень трудно, о себе давал знать недостаток образования. И лётчик подаёт рапорт, в котором пишет: «Трезво взвешивая уровень своих знаний, не вижу возможности дальнейшей учёбы. Поэтому прошу отчислить меня, так как не уверен, что выдержу пять лет учёбы в академии». Его рапорт был удовлетворён, и в апреле 1946 года подполковник Амет-Хан Султан был уволен в запас. Однако жить без неба он не мог.
 
Благодаря поддержке и помощи друзей Амет-Хан Султан становится лётчиком-испытателем Лётно-исследовательского института г. Жуковского, а за короткий срок – одним из лучших испытателей страны, выполняя сложнейшие полёты. Он участвует в первых экспериментах по дозаправке самолёта в воздухе, проводит необычное и очень сложное испытание крылатой ракеты класса «воздух-корабль», участвует в полётах по созданию режимов невесомости для тренировки первых космонавтов, проводит первую в стране полностью автоматическую дозаправку в воздухе и др. Амет-Хан Султан стал «крёстным отцом» десятков образцов отечественной воздушной техники, с честью выходя из самых непростых ситуаций. Казалось, техники, неподвластной этому пилоту, просто не существовало.
 
Осенью 1970 г. в ЛИИ имени Громова состоялось празднование 50-летия Амет-Хана Султана. На торжество собрались его боевые товарищи, лётчики-испытатели, конструкторы, гости из Дагестана и Крыма, где он часто бывал и где его очень любили. Смущённый такими почестями, лётчик благодарил всех за тёплые слова. А когда кто-то из друзей заметил, что, мол, пора уже передавать опыт молодым, Амет-Хан ответил горской притчей: «Когда старый орёл предчувствует приближение смерти, он из последних сил рвётся ввысь, поднимается как можно выше. А потом складывает крылья и летит камнем на землю. Поэтому горные орлы умирают в небе – на землю они падают уже мёртвые…»
 
В тот радостный вечер на эти слова никто из друзей не обратил особого внимания. Да и сам Амет-Хан Султан вряд ли мог предполагать, что притча эта окажется пророчеством.
 
1 февраля 1971 г. Амет-Хан Султан погиб при испытании летающей лаборатории Ту-16. Из-за отрыва закрылков самолёт начал разрушаться и взорвался в воздухе.
 
Амет-Хан Султан был бесстрашным лётчиком, обладал талантом принимать быстрые и правильные решения, никогда не бросал своих товарищей в беде. Его все любили: и лётчики, и конструкторы, и космонавты, и дети во дворе. За 32 года лётной работы им было освоено около 100 типов летательных аппаратов, проведено в небе более 4 200 часов. В небе он был свой…
 
Надежда Бычкова

Приходской вестник храма святого великомученика и целителя Пантелеимона
Пантелеимоновский благовест, №12 (203)