Почему Господь одним даёт многое, у них складывается всё более-менее благополучно и спокойно, а другим посылаются несчастья?.. Почему одни невинно страдают, а другие купаются в роскоши?.. Действительно, кто не задавал вслух или про себя подобных вопросов? …почему? В качестве ответа мы предлагаем вниманию наших читателей рассказ Василия Пичугина «Морда», написанный по житию великого угодника земли Новгородской прп. Варлаама Хутынского.

Когда в ответ на свою просьбу заехать через неделю владыка услышал: «Приеду к твоей святыне на санях в пяток первой недели поста святых апостолов Петра и Павла», – архиепископ решил: «Правы, видно, те люди, что сказывали: у Варлаама не то с головой». Но в конце июня действительно выпал снег, и Варлаам приехал к владыке именно на санях.

Прозорливость Варлаама поразила архиепископа. Но горе при виде покрытой снегом, погибающей на глазах ржи было сильнее. А хутынский настоятель снова удивил владыку. Он заявил, что выпавший снег – это милость Божия.

Владыка и сам любил говорить в проповедях народу о том, насколько неизъяснимы пути Господни и что всё нужно принимать с благодарностью. Теперь же подумал: ты бы простым крестьянам всё это сказал, что мне сейчас говоришь. Но Варлаам как будто услышал его мысль и тут же объяснил, что снег назавтра растает, зато морозом черви убиты, а ведь именно эти черви точно бы погубили весь урожай. Объяснение было сколь логичное, столь и фантастическое. Ни о каких невидимых червях, способных уничтожить урожай, в Новгороде не слыхивали. Владыка вновь с подозрением посмотрел на хутынского настоятеля, но ничего не сказал. Утром всё должно было проясниться.

Раннее летнее солнце быстро растопило накануне выпавший снег. И уже к концу Литургии слуги принесли рожь с корневищами. В корнях действительно были черви, но – мёртвые. Варлаам оказался прав. Владыка посмотрел на него, поблагодарил мысленно Господа за то, что в его епархии живут такие праведники, и поклонился игумену. Тот без слов склонился перед ним в земном поклоне. Как только хутынский настоятель покинул владычные покои, епископ попросил своего иподиакона сообщать ему обо всех необычных событиях, связанных с Варлаамом.

Осенью иподиакон, захлебываясь от впечатлений, рассказывал владыке новую историю, свидетелем которой только что стал:

– На Волховском мосту казнили разбойника, а по мосту шёл Варлаам – к вам, владыка, шёл, между прочим, – и вдруг стал просить у новгородцев, чтобы они отдали ему этого разбойника в его монастырь, мол, загладит он там свою вину.

– И что народ?

– Ну, как что? Сразу завопили: «Тебе, наш отец Варлаам, отдадим!».

Владыка понял, что вот-вот увидит этого разбойника. Так и произошло. Во владычные покои хутынский настоятель вошёл без разбойника. Но просьбу архиепископа – показать помилованного душегуба – выполнил моментально.

Морда у разбойника была та ещё.

– Неужто ты, отче, из него монаха хочешь сделать?

– Есть такое желание…

– Ну-ну, – только и ответил владыка.

Прошло несколько лет. И снова осенью архиепископу рассказали историю. На Волховском мосту собирались казнить невинного человека. Его оклеветали. Чьих рук это дело, многие знали и до последнего верили, что правда восторжествует. Поэтому когда люди увидели на мосту хутынского игумена, радости не было предела. Но на все настойчивые просьбы спасти невинного Варлаам не обращал никакого внимания. Он только посмотрел на осуждённого, благословил и пошёл дальше.

Архиепископ быстро собрался и поехал в Хутынский Преображенский монастырь. Его приветствовал сам настоятель, но владыка сразу прервал его: «Почему?!»

Игумен посмотрел на него и переспросил: «Почему одному помог, а другому – нет?»

В ответ владыка только кивнул.

– Судьбы Господни – бездны многие. Он же всем хочет спасения и не хочет смерти грешника. Первый был осуждён справедливо, но грехи-то свои осознал. И Господь избавил его от смерти через моё недостоинство. Второй же был осуждён невинно. Но Господь попустил ему умереть, чтоб впоследствии он не стал дурным человеком. Умерев же невинно, он получил от Господа венец мученический, – ответил Варлаам.

Архиепископ снова на него посмотрел.

– Бывшего душегуба привести? – спросил Варлаам. В ответ владыка снова только кивнул.

Скоро в палату вошёл монах.

– Действительно, из морды – лик, – сказал епископ. – Спасибо тебе, игумен, и Тебе, Господи.

Подготовила Таисия Подмарёва

Приходской вестник храма святого великомученика и целителя Пантелеимона

Пантелеимоновский благовест, №2 (193)