ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ПРИХОДА ПАНТЕЛЕИМОНОВСКОГО ХРАМА Г.ЖУКОВСКИЙ

="Версия
Главная > ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ > О духовной жизни > О загробной жизни >

Размышления о вечности.

 

На вопросы отвечает заслуженный профессор МДА А.И. Осипов.

Поминовение усопших.  - В чём суть поминания усопших милостыней и трапезой?

В том, что, давая милостыню и устраивая поминальную трапезу (которая является одним из видов той же милостыни), мы тем самым оказываем любовь другим ради усопшего человека. Ведь и молитва, по слову Христову, особенно действенна, когда сопряжена с «постом», то есть с ограничением себя, с понуждением к доброделанию, с лишением себя чего-то ради любви к другому.

Поминальная трапеза, когда носит христианский характер, также является неким самопожертвованием ради усопшего, ведь ради него мы и трудимся, и отрываем что-то от своего достояния. Потому, соединённая с молитвой, она становится одним из средств помощи усопшему.

 - Объясните, пожалуйста: мытарства и чистилище – это одно и то же?

Геенна и чистилище – это совершенно разные вещи. Чистилище – это чисто богословское изобретение католических богословов, одно из заблуждений Католической церкви. Дело в том, что по католическому вероучению для очищения от греха человек должен не только покаяться, но и принести так называемое удовлетворение правосудию Божьему, которое достигается милостыней, поклонами, чтением специальных молитв и т.п. Этим требованием такого удовлетворения католические богословы поставили себя в трудное положение. Ибо если человек покаялся, но никаких дел удовлетворения не успел совершить, то возникает прямо-таки неразрешимая коллизия: ему закрыт вход и в рай (поскольку не принёс удовлетворения), и в ад (поскольку он покаялся). И «гениальные» головы богословов придумали т.н. чистилище, где покаявшийся грешник своими мучениями якобы приносит соответствующее удовлетворение правде Божьей за свои грехи, после чего он может быть переведён в рай. Вот что такое чистилище в католическом понимании.

В Православии даже намёка нет на такие, простите меня, глупости. На мытарствах и в аду человек наказывается не Богом, а своими страстями, и никакого удовлетворения правосудию Божьему там не приносит. Происходит совсем другой процесс – духовный в самой душе. Он заключается во всё большем осознании душой гибельности страстей и отчуждения от Бога. Это осознание при содействии молитв Церкви постепенно ослабляет действие страстей (и, соответственно, демонов-мучителей) и, наконец, может привести к обретению свободы от них и возвращению к Богу. Ни о каком удовлетворении т. н. правде Божьей, ни о каких чистилищных идеях в Православии нет и речи.

 - Что сказать матери, страдающей о смерти сына?

Прежде всего, о какой матери идёт речь? Если она верит, что нет Бога, нет души, нет вечности, то просто не знаю, чем ей можно помочь. Ведь для атеиста смерть безвозвратно, окончательно уничтожает личность, навсегда отнимает человека. И смерть сына для такой матери - это утрата навсегда, и потому все слова утешения будут для неё пустыми звуками. Я давным-давно смотрел фильм «Отарова вдова», но до сих пор не могу забыть того страшного чувства отчаяния матери, потерявшей сына, которые с такой силой были переданы в фильме.

Совершенно другое дело, когда мы говорим с христианкой. Ей можно предложить следующее понимание происшедшего. Представьте себе, что в нелёгких погодных условиях по сложной местности с ежеминутной опасностью для жизни Вы с сыном возвращаетесь издалека домой. Неизвестно, сколько и как ещё придётся идти. Но вдруг появляется вертолёт, приземляется, и его командир говорит, что он летит туда же и есть одно место. Не постарается ли мать сделать всё возможное, чтобы взяли её сына, который будет уже в безопасности и дома ждать её?!

Это и происходит в человеческой жизни, когда «вертолёт» берёт наших дорогих родных и близких и доставляет их домой, в то время как мы ещё идём, не зная, что будет на нашем пути, какие скорби, болезни, трагедии, какая кончина. Христианство утверждает, что человек на земле - странник, и земная жизнь есть только путь домой, а смерть - лишь кратковременная разлука. Скоро все мы вновь встретимся в своём доме. Потому апостол сказал о земной жизни: не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего (Евр. 13,14). Об одном только нужно всеусильно позаботиться, чтобы встреча там со своими родными не была омрачена нашими скверными поступками здесь, но оказалась радостной, счастливой.

Молитва об усопших. - Правда или нет, что за усопших сложнее молиться?

Вопрос, мне кажется, не совсем точно задан: многие считают, что молиться за кого-то, особенно за усопшего, не сложнее, а опаснее - как бы его грехи на тебя не перешли … Это совершенно ложная мысль. Когда молимся за кого-то — неважно за кого — хоть за Иуду Искариотского, то кому молимся? — Богу! Во время молитвы мы не непосредственно вступаем в контакт с усопшим, а через Бога - этот, скажем так, совершенный фильтр, через который никакой грех, никакой дьявол, даже если он сидит в том человеке, не сможет проникнуть к нам. Бог всё освящает, всё очищает и не допустит никакого дурного обратного действия. Вот если мы начнём обращаться к самому усопшему, забыв Бога, как это делают колдуны, спириты — тогда получим по заслугам.

 - А посмертное наказание — это не возмездие?

Святой Исаак Сирин прекрасно отвечает на этот вопрос: «Где любовь, там нет возмездия; а где воз​мездие, там нет любви». Поэтому посмертные страдания души - это не Божье наказание или возмездие, но естественное следствие неизжитых страстей, нераскаянных грехов, которые и продолжают мучить душу до её исцеления.

Подготовила Анастасия Мухина

Приходской вестник храма святого великомученика и целителя Пантелеимона
Пантелеимоновский благовест, №2(180)