ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ПРИХОДА ПАНТЕЛЕИМОНОВСКОГО ХРАМА Г.ЖУКОВСКИЙ

="Версия
 

Русский языкВ наше время стало очень заметным падение среднего уровня грамотности. Раньше невозможно было себе представить ошибки в объявлениях в магазине, в метро, в автобусе. Сейчас же это сплошь и рядом.

А сколько нам навязывается слов-уродцев. К нашим услугам сегодня, например, не чайные и кофейни, не блинные и пирожковые, а кофе-хаусы, кебаб-хаусы и - произнести неловко - блин-хаусы. В некоторых же школах вводится дресс-код, а попросту - школьная форма, но почему-то заморское слово оказывается престижнее.
 
Благодетелей мы стали называть спонсорами, управляющих, заведующих, руководителей - менеджерами, товароведов - мерчендайзерами, квартиры - экофлетами, городские особняки - таун-хаусами, бродяг - бомжами...
 
В Интернете молодые люди отныне не общаются, а чатятся. Русскому человеку предписывают сегодня испытывать не кураж, задор или азарт, а драйв. Терпимость обернулась ныне толерантностью, разномыслие - плюрализмом, соглашение - консенсусом.

Разве современный язык непременно должен быть таким?!

Особенности языка.

Русский языкСовременный язык - это язык, на котором говорят сейчас, в данный момент, в настоящее время (включая всё лучшее и нужное ему из его лингвистического прошлого, в том числе, и замечательный язык Пушкина).

Основным словарным материалом современного русского языка, как и русского языка на всём протяжении его развития, являются исконно русские слова. Они составляют более 90% слов, употребляемых в настоящее время в нашем языке, и образуют основную часть его богатства, определяющую самобытность русской речи, его глубокое национальное своеобразие.

Но язык пополняется и изменяется в результате политических изменений, развития науки и техники, изменений в культуре и искусстве, а также за счёт заимствования иностранных слов.

Негативные изменения языка.

К сожалению, сегодня эти изменения не обогащают русский язык, а скорее обедняют его.

Прежде всего это касается распространения сленгизмов, просторечий, слов-паразитов и нецензурных выражений, которые уродуют нашу речь.

В первую очередь бросаются в глаза изменения в лексике. Например, сложно не заметить, когда говорят "прикольный" вместо "смешной" или "в натуре" вместо "на самом деле, действительно".

Ненормативная речь вовсе не ограничивается нецензурной бранью. За пределами нормы оказываются диалектные особенности речи, просторечия ("вчерась", "прынц", "дярёвня"), вульгаризмы (грубые просторечия: "морда", "псих", "дебил"), жаргонизмы (речь определённых профессий), арго или феня (речь представителей некоторых замкнутых сообществ, например воров, нищих) и сленг (молодёжная и подростковая речь, в которой мелькают слова наподобие "вау", "классный", "прикол" и др.).

Русский языкМногие современные подростки не знают, что они говорят на языке уголовников (например, "шухер" - "опасность"), наркоманов ("подсесть" - "увлечься чем-либо"), а также используют иностранные слова ("кульный" - от "cool", "замечательный").
 
Пугающей тенденцией становится употребление нецензурных слов и выражений некоторыми политиками, журналистами, деятелями массовой культуры.

Последствия ненормативной речи.

Особенно сильный вред ненормативная речь причиняет детской душе. Очень важно постигать родной язык именно в его нормативном варианте. Ведь язык - это средство кодирования информации в голове носителя. Особенности речи человека определяют и его образ мыслей.

Не будем забывать, "что сила человеческого слова огромна. Ни одно слово, исходящее из уст человеческих, не теряется в пространстве бесследно. Оно всегда оставляет глубокий неизгладимый след, оно живёт среди нас и действует на сердца наши, ибо в слове содержится великая духовная энергия - или энергия любви и добра, или, напротив, богопротивная энергия зла. А энергия никогда не пропадает… Энергия духовная тоже никогда не исчезает бесследно, она распространяется повсюду, она действует на всех… Если же царит в душе народа духовная зараза, исходящая из уст неправедных, то злая энергия пустых, гнилых слов разрушает град не только в духовном, но и в физическом отношении", - говорил святитель Лука (Войно-Ясенецкий).

Употребление некоторых слов-паразитов, обозначающих, допустим, условность ("вроде", "типа"), не может не отразиться на восприятии ребёнком реальности - в его сознании она тоже становиться условной, ненастоящей, если всё происходит "как бы" вот так… Какая может быть в таком случае ответственность за свои действия?

Причины использования ненормативной речи.

Если рассматривать причины возникновения и использования различных отклонений от нормативной речи, то можно выделить следующие.

Во-первых, арго или феня, призваны скрыть смысл речи от непосвящённых слушателей.

Во-вторых, владение языком определённого сообщества является также знаком принадлежности к нему. Поэтому подросток может копировать манеру речи своего кумира, чтобы больше походить на него.
 
В-третьих, что особенно актуально для детей и подростков, сленгизмы и жаргонизмы призваны сделать речь короче и экономить время и усилия на произнесение слов или целых оборотов.

Эпилог.

Русский языкТаким образом, приходится с прискорбием констатировать, что интенсивность заимствования чужеродной и ненормативной лексики достигла сегодня угрожающих темпов. А ведь русский язык по праву считается одним из самых красивых в мире.

Многие люди разных национальностей изучают его и говорят на нём. Интересный факт описывает Василий Ирзабеков в своей книге "Святая сила слова". Доктор наук Мила Шварц, преподаватель университета Израиля, проводила исследования, связанные с влиянием языка на развитие человека, и вот что они показали. У детей, родной язык которых русский, отмечался более высокий уровень навыков чтения и были лучше развиты познавательные функции. Знаменательно, что люди из другой страны признают удивительную способность, которую дарует людям наш язык!

Будем помнить, что язык не только отражает, но и создаёт ту реальность, в которой мы живём, а любые изменения языка меняют не только речь, но и самого человека, его духовное устроение. И если мы хотим, чтобы наши дети и внуки говорили и мыслили на языке высоком, глубоком, умном - необходимо прививать нашим детям любовь к русскому языку и к русской культуре, а также искоренять и всячески бороться с негативными изменениями русской речи.

Елена Добронравова

ПРИЛОЖЕНИЕ к газете Пантелеимоновский благовест №5(170)