Страдания ради спасения

9 февраля – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Игумен Дамаскин (Орловский) – один из первых в нашей стране исследователей подвига Российских новомучеников. Благодаря его стараниям (он начал свои исследования ещё в 1970-е гг.) увидели свет широко известные сегодня житийные сборники «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия». Вот что он рассказывал о проведённой работе.

Подготовила Анастасия Мухина

Дело по собиранию материалов о мучениках и исповедниках необходимо разделить на два периода: до 1991 г. и после.

До 1991 г. собирание достоверных сведений о мучениках заключалось в опросе свидетелей и, соответственно, в поисках их. Это было непросто. Но поскольку всё это делалось для Церкви и внутри Церкви, то и (делалось – прим. ред.) по церковным благодатным законам, которые заключались – в применении к данному случаю – в том, что Господь Сам показывал Своих рабов, кого считал нужным, Сам же говорил в их сердцах, чтобы они рассказали о хранимой их памятью святыне.

С 1991 г. стало возможным работать в архивах, которые до этого времени были для исследователей закрыты. Так начался сравнительный анализ устного и письменного предания с фактами, запечатлёнными в документах следствия.

Если говорить о собирании устного предания, то оно на настоящий момент исчерпано, потому что носители его уже почти все перешли в мир иной. Более того, среди десятков миллионов жертв, убитых в течение 30 лет, с 1918 по 1948 г., оказались убиты не только множество выдающихся церковных деятелей и подвижников, но и большинство свидетелей их жизни и подвигов, то есть в каком-то смысле сама память о жизни Церкви и жизни народа.

К такому выводу я пришёл не только на основании анализа статистических данных, но и на практике, расспрашивая свидетелей: память об историческом бытии была почти сокрушена под ударами внешнего насилия. Но народ, утративший представление о прошлом, находится в очень трудном положении относительно своего настоящего и будущего. И русский народ слишком часто принуждали начинать свою жизнь с какой-либо новой даты, но жил он только своей старой памятью.

В течение столетий Россия знала, главным образом, один подвиг преподобных и праведных, и лишь в ХХ в. Господь, за наши грехи и в то же время нас спасая, даровал нашей Церкви подвиг мученичества и исповедничества, попустив пострадать многим, чтобы спасти хотя бы некоторых.

Приходской вестник храма святого великомученика и целителя Пантелеимона

Пантелеимоновский благовест, №2(180)