ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ПРИХОДА ПАНТЕЛЕИМОНОВСКОГО ХРАМА Г.ЖУКОВСКИЙ

="Версия
Главная > ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ > О Православии > Церковь > Церковь и общество >

Свобода или рабство.

 

В настоящее время, несмотря на большое количество духовной литературы, многие вопросы, касающиеся духовной жизни, остаются актуальными и злободневными.

Дорогие читатели! Мы предлагаем вашему вниманию ответы на некоторые из них заслуженного профессора Московской Духовной Академии Алексея Ильича Осипова.

Скорбь.— Сократ говорил, что неправильная музыка опасна для государства. Что вы думаете о введении в храмах концертного партесного пения итало-польского происхождения вместо русского национального распева? Опасно ли это явление?
— Дело в том, что теперь так широко вошло в церковный быт это итальянское пение, что нужно его воспринимать как факт. Хотя митрополит Вениамин (Федченков), этот замечательный человек ХХ века, писал, что мы уже и за богослужением не молимся, и за богослужением мы ищем развлечения. Вот и партесное пение очень часто сопрягается с каким духовным элементом? С развлечением!
...Вы только послушайте: вот подходит Литургия к своей высшей точке, вот духовенство уже причащается, а прихожане, готовившиеся к Причащению, стоят в благоговейном молчании, — и вдруг хор начинает концерт!.. Желание развлекаться во время богослужения или, если хотите, идея ласкания чувств пришла к нам с Запада, и это очень, очень печально. Поэтому надо стараться, чтобы пение было хотя бы простым. Для знаменного не все готовы, не каждый сможет его сразу воспринять, непросто людям перестроиться… Но должно избегать всякой концертности, насколько это возможно.

— Некоторые считают, что если христианство призывает к свободе и либерализм зовёт к тому же, значит, это в принципе одно и то же…
— Слово-то одно — «свобода», — а содержание-то разное. Вот я сказал слово «любовь». Что я имел в виду? Что-то прекрасное, возвышенное или низменное, отвратительное? По-разному можно понять — а слово-то одно! Так и здесь! Иисус Христос говорит: «Делающий грех есть раб греха» (Ин.8,34). Слышите, в чём рабство-то состоит по-христиански? Оказывается, если я кого-то ненавижу, если кому-то делаю подлости, если я нарушаю законы нравственности, то я раб, а не свободный.
А взгляните, что пропагандируют наши СМИ? Посмотрите, какой разврат! Какие страшные грехи! О какой свободе тут можно говорить? Свободе от чего? Здесь мы видим только рабство. «Делающий грех есть раб греха». Почему раб? Начни пить — будешь пьяницей, начни наркоманить — будешь наркоманом, начни блудить — и будешь блудником, — и от всего этого уже не отвяжешься.
Или другой грех — лицемерие, ложь. Помню, как-то моя мама спросила у одного нашего родственника: «Что ж ты всё время врёшь-то?» — «А я, тётя Оля, не могу не врать…» Так-то! И Святые Отцы пишут: не будешь бороться с грехом — он станет у тебя навыком. А навык — это уже страсть, а страсть — это уже твоя вторая природа, и с ней труднее бывает справиться, чем с первой природой.
Победи страсть и будешь свободен — так говорит христианство. А либерализм что говорит? «О дайте, дайте мне свободу!» Какую? Свободу пакостить. Свободно навьючить на себя рабство страстям. Это свобода, по-вашему? Это то же самое, что говорит христианство? Что за глупость такая!..

— В первый год посещения храма выполняла все утренние и вечерние правила, а сейчас ничего не получается. Как снова научиться молиться?
— К сожалению, мы с самого начала допускаем ошибку. Вы знаете, что если человек хочет научиться играть на фортепьяно, то должен начинать с самого простого: изучать, где тут нота до, а где тут ре, внимательно, постепенно… Он никогда не научится, если начнёт сразу барабанить по клавишам. А как мы учимся молиться? Мы, к сожалению, молитвы вычитываем. Вычитываем! И не понимаем, что одно из важнейших условий молитвы — внимание! Оказывается, все опытные отцы говорят: начни учиться с самой маленькой молитвы — «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». И постарайся повторять её, пока есть внимание, — один, два раза, пять раз… Рассеялся умом — опять начни! Надо с малого начинать!
Штангисты, которые по 200 кг толкают, они что, сразу за такой вес взялись? Оказывается, и молитве надо учиться. А наилучшим средством является чтение кратких молитв. Вот что надо: с вниманием, благоговением и покаянием повторять Иисусову молитву.
Тот человек, который такое делание поставит себе правилом жизни, и — сидит он, идёт ли по улице, лежит или даже занимается делами — постарается опять и опять повторять её и будет себя упражнять в этом, он скоро увидит, какое благо даёт молитва! Она даст мир его душе, изменит всю обстановку вокруг него. Как апостол Павел пишет: «Непрестанно молитесь»! Вот так, оказывается, надо учиться молитве. А если мы начнём относиться с небрежением к молитве, с невниманием, то ничему не научимся — как и тот, который начнёт по фортепьяно барабанить. Барабань хоть всю жизнь — пианистом не станешь. Это надо учесть.

Ругать ребенка— Ювенальная юстиция…
— Ну что вы меня об этом спрашиваете? Все мы знаем, что это такое! Странная вещь: дети вдруг приобретают все права, а родители становятся рабами!.. Как так? Представьте себе, что будет с армией, если всех солдат наградят правами генерала, а генерал станет рабом. Что тогда будет? Капут армии. Вот и здесь того же добиваются — слышите? — крушения семьи.
Нет лучшего средства, чтобы разнуздать, развратить, уничтожить душу ребёнка, чем безнаказанность. Это великолепно понимают те дьяволы, которые придумали такое средство. Это дьявольский замысел. Ведь редчайший случай, когда нормальные родители могут допустить зверство по отношению к своим детям, — редчайший случай, исключение из правила. И теперь, пользуясь этим исключением, хотят ввести такое безобразие. Ой, а на Западе-то сейчас что творится!.. Это трагедия! Невольно вспоминаются слова Евангелия: «…восстанут дети на родителей и умертвят их». (Мф.10,21)
Неужели непонятно, из каких источников это идёт? Совершенно ясно, что если дети будут господами, а родители будут рабами — настанет конец народу. Ещё раз повторяю: нет более сильного средства развращения, даже уничтожения детской души, чем безнаказанность. Закон, который не предусматривает наказания, — это не закон! Государство такое будет в мгновение ока разрушено.

Монах.— Как быть, если духовник у юной девушки — священник в мужском монастыре? Можно ли девушке ездить в мужской монастырь на исповедь?
— Первое, что хочется сказать: предупредите всех девушек, чтобы не пытались окормляться у молодых монахов! Эти девушки подчас словно бы глупыми прикидываются. Говоришь такой: «Зачем вы идёте к молодому?» — «А что тут такого? Он же монах!..» Вот оно что!.. Монах!.. Это что же значит, — что он с луны свалился?.. Все мужчины обладают одной природой. Неважно, монах он или нет, — он мужчина. А девицы этого как будто не понимают. Им кажется: надел человек рясу — тут тебе и «иже во святых»!.. Какая глупость!.. Просто диву даёшься.
И далее: какая разница, в каком городе живёт твой духовник? Он может находиться и за тридевять земель, лишь бы этот человек мог дать действительно разумный совет! Сейчас много возможностей связаться с другим городом — тот же телефон. Всегда можно позвонить старцу.
Духовник для чего нужен? Для духовного совета! Просто поисповедоваться я могу у любого священника, а духовник — если я найду его! — это тот разумный, духовный человек, который знает Святых Отцов и который говорит не от себя, а от святоотеческого учения...

Подготовила Анастасия Мухина

Приходской вестник храма святого великомученика и целителя Пантелеимона
Пантелеимоновский благовест, №6(184)