ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ПРИХОДА ПАНТЕЛЕИМОНОВСКОГО ХРАМА Г.ЖУКОВСКИЙ

="Версия
Главная > ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ > О Православии > Толкования Священного Писания >

ТОЛКОВАНИЕ НА ПРАЗДНИЧНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ. Рождество Христово.

 

(Мф. 2, 1-12)

Рождество Христово

В этом евангельском чтении рассказывается о путешествии волхвов с востока для поклонения родившемуся Христу Спасителю.
Иисусу рождшуся в Вифлееме Иудейстем во дни Ирода царя, се волсви от восток приидоша в Иерусалим, глаголюще: где есть рождейся царь Иудейский? Видехом бо звезду Его на востоце и приидохом поклонитися Ему...

Поклониться Господу Иисусу пришли не только люди простые, но и люди мудрые и притом язычники. Это волхвы, пришедшие с востока. Под именем "волхвов" сначала разумели касту индийских и персидских ученых, а потом это имя перешло на всех так называемых восточных астрологов или звездочетов. Некоторые отцы Церкви насчитывают 12 волхвов, а другие только трех - Мельхиора, Каспара и Вальтазара.

Ожидание Спасителя было не чуждо язычникам того времени и особенно жителям восточных стран. Там за четырнадцать столетий жил пророк Валаам, предсказавший, что возсияет звезда от Иакова. О явлении такой звезды говорят и сами волхвы. Звезда эта, без сомнения, была необычайная, чудесная. И поэтому волхвы не могли не обратить на нее внимания.

Предполагая, что Царь-Избавитель родился в Иудее, но не зная, в каком именно городе, они, естественно, прибыли в столицу Иудеи - Иерусалим, надеясь, что или в нем найдут Родившегося, или, по крайней мере, узнают в нем о месте Его рождения. С открытой душой они спрашивали иерусалимских жителей: где есть рождейся Царь Иудейский? Весть сия быстро облетела весь город. В столице до этого ничего не знали о Родившемся.

Слышав же Ирод царь, смутися, и весь Иерусалим с ним...

Ироду невозможно было не смутиться от вопроса волхвов. Хотя он и назывался царем иудейским, но он был царь незаконный, иноплеменник, воцаренный римлянами.

И собрав вся первосвященники и книжники людския, вопрошаше от них: где Христос раждается?

Боясь потерять свое место и желая истребить Родившагося, Ирод, решительный на все преступления, даже и не спрашивает, правда ли, что должен родиться какой-то Царь Иудейский и когда именно, но желает узнать место Его рождения.

Они же рекоша ему: в Вифлееме Иудейстем. Тако бо писано есть пророком: И ты, Вифлееме, земле Иудова, ничимже менши еси во владыках Иудовых: из тебе бо изыдет вождь, иже упасет люди моя Израиля...

Несмотря на свою худость нравственную, первосвященники и книжники указывают, что написано в законе и пророках. Хотя впрочем этого нельзя было не знать или не сказать - сия истина уже давно была изображена в Писании.

Тогда Ирод тай призва волхвы, и испытоваше от них время явльшияся звезды...

О времени явления звезды Ирод расспрашивает с прилежанием и вниманием, он не желал, чтобы волхвы разгадали его преступные намерения. Более того, он по-царски обласкал их и сам послал их в Вифлеем, сказав:

Шедше испытайте известно о Отрочати: егдаже обрящете, возвестите ми, да и аз шед поклонюся Ему.

Хитростью и обманом проникнуты сии слова Ирода. Шед, поклонюся означает: отвергнув всякую пышность - колесницу, телохранителей, свиту.

Они же послушавше царя, идоша: и се, звезда, юже видеша на востоце, идяше пред ними, дондеже пришедши, ста верху, идеже бе Отроча. Видевше же звезду, возрадовашася радостию велию зело...

Звезда шла пред волхвами и остановилась над местом, где был Родившийся Христос, что сильно обрадовало их. Вероятно, звезда значительно опустилась с высоты - так, что можно было по падающим вниз ее лучам без труда узнать искомое место.

И пришеде в храмину, видеша Отроча с Мариею, Материю Его, и падше поклонишася Ему, и отверзше сокровища своя, принесоша Ему дары, злато, и ливан, и смирну.

Место, где находится рожденный Царь Иудейский, называется храминой. Это означает, что Святые Мария и Иосиф оставили уже теперь вертеп и нашли себе пристанище в каком-либо доме в Вифлееме. Простота и бедность окружали родившегося Царя. Волхвы увидели только Отроча и Матерь Его - вот вся свита Великого Царя! Даже Иосифа, видимо, в этот момент не было. Но, несмотря на такую бедность обстановки, волхвы сразу же, падше, поклонились Ему, то есть оказали Ему такой знак почтения, какой приличен лицу Божественному. Почему они так поступили? Они имели чистое сердце, а чистому сердцем обещано лицезрение Бога.

Три дара, принесенных волхвами, знаменуют собой Триипостасное Божество - Святую Троицу. Они означают три вида служения Богочеловека. Волхвы принесли Ему злато - как Царю и Главе рода человеческого, ливан - как первосвященнику и учителю, смирну - как человеку и ходатаю, желающему смертью Своею разрушить державу смерти. Принесены злато, ливан и смирна и как лучшее из всего, что было на востоке. Кроме того, дары сии есть безкровные жертвы, что означало наступление Нового Завета, где не будет прежних жертвоприношений.

Ливан - это драгоценнейшее вещество, представляющее собой вид смолы. Смирна - растительный продукт, она вытекает из стволов и больших ветвей дерева, растущего в Египте, Аравии и Абиссинии. Запах ее особо ароматический, тяжелый. Она имеет способность противостоять гниению, поэтому и использовалась для бальзамирования тел умерших.

И весть приемше во сне не возвратитися ко Ироду, иным путем отъидоша во страну свою.

В Вифлееме волхвы провели день или два. В одну из ночей ими была получена весть: не возвращаться к Ироду. По чистоте души своей они не смогли бы принять такое решение, они ни в чем не заподозрили Ирода. Вот почему для из вразумление ниспосылается помощь свыше.