“Я только Русью и жил”.

Виктор Васнецов родился в Вятской губернии, в семье сельского священника. Cвященниками были и дед, и прадед художника.

Детство и юношество.

Отец художника, широко образованный человек, старался дать детям разностороннее образование, развить в них пытливость и наблюдательность.
Вот что вспоминал Васнецов о своём детстве: “Начал я рисовать с раннего детства.., рисовал больше корабли и морские сражения – это за тридевять-то земель от всякого моря! Потом пейзажи и людей… Первые настоящие картины мы с братом Апполинарием увидели в доме нашей бабушки, к которой нас отец возил “на поклон”, чуть только приедем из семинарии… Все под стеклом, в золотых рамах, висели чинно в несколько рядов… Мы гордились талантом бабушки”.

На каникулах “отец требовал показать наши рисунки, очень серьёзно их рассматривал и строго критиковал, указывая на все подмеченные им ошибки. Кончив это дело, как-то немножко конфузясь и стесняясь перед нами, детьми, показывал свои работы, рисунки и этюды, выполненные масляными красками”.
Виктор Васнецов уехал учиться в Вятку в 10-летнем возрасте – вначале в духовное училище, затем в духовную семинарию. Но через 9 лет с благословения отца будущий художник оставил семинарию за полтора года до её окончания и уехал в Петербург поступать в Академию художеств.

Учёба в Академии.

Начав учёбу в Академии, Васнецов познакомился с художником И. Репиным, общение с которым переросло в крепкую дружбу, сблизился с А. Куинджи, И. Крамским, В. Максимовым, В. Поленовым, В. Суриковым и др.
В Академии он удостаивается большой серебряной медали за рисунок “Христос и Пилат перед народом”. Время это для Васнецова было очень трудным. Он переживает смерть отца, печётся о брате Аполлинарии, много трудится ради заработка.

Важную роль в жизни художника сыграло знакомство с московской семьёй известного мецената Саввы Мамонтова, сумевшего объединить вокруг себя крупнейших русских художников в содружество, названное впоследствии Абрамцевским кружком. Музыкальные вечера, постановки живых картин и вечерние чтения драматических произведений и памятников народного эпоса, разговоры о проблемах искусства и обмен новостями соседствовали в доме Мамонтовых с лекциями историка Василия Ключевского о прошлом России.

Картины и росписи художника.

Творчество В.М. Васнецова хорошо известно многим прежде всего благодаря его картинам, посвящённым русским сказкам, былинам и древней русской истории. Среди его полотен такие картины, как “Богатыри”, “Снегурочка”, “Иван-царевич на сером волке”, “Витязь на распутье”, “Три царевны подземного царства”, “Алёнушка” и др.

В то же время полотна, созданные художником на христианские темы, мало известны широкой публике, не так часто экспонируются и анализируются. А между тем, в мировой критике эти картины по праву считаются шедеврами.
В начале 1885 года В.М. Васнецов получает приглашение принять участие в росписи только что построенного Владимирского собора в Киеве. Более десяти лет трудится Васнецов над росписью в храме. И как результат – грандиозно проделанная работа, не имеющая равных в русском искусстве ХIХ века: около 400 эскизов, непосредственно стенопись при участии помощников – свыше 2000 кв. м.!
По замыслу вся роспись собора была посвящена 900-летию Крещения Руси. Готовясь к работе, Васнецов знакомился с памятниками раннего христианства в Италии, изучал фрески киевского Софийского собора, Кирилловского и Михайловского монастырей. Успех васнецовских росписей был огромен. В них видели начало возрождения русского религиозного искусства, а в Васнецове – “гениального провозвестника нового направления в религиозной живописи”.

Сам же великий художник о своей работе в соборе сказал: “Внутренний мир живописи того времени был гораздо более богатым в духовном смысле, чем дух нашего времени, или лично мой, или Нестерова, и нам далеко до их техник, до их живописного эффекта”.
После окончания работы над киевском собором Васнецов получил многочисленные заказы на оформление храмов в Петербурге, Гусь-Хрустальном, Дармштадте, Варшаве. Сам мастер считал, что “нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма”.

Васнецов серьёзно занимался историей Древней Руси, а также изучением деяний православных святых. Целые дни проводил художник в исторических музеях, часами просиживал над старинными рукописями.
Прожил Виктор Михайлович Васнецов 78 лет. “Я только Русью и жил”, – написал он в старости. Вот почему художник М. Нестеров сказал о Васнецове: “Чудесный памятник оставил Васнецов русским людям. Они будут знать в лицо своих святых, угодников и мучеников, всех тех, на кого они хотели бы походить и что есть их заветный идеал”.
 
Елена Добронравова

ПРИЛОЖЕНИЕ к газете Пантелеимоновский благовест №5(170)