Я желал быть полезным

21 марта – день рождения русского изобретателя Александра Фёдоровича Можайского.

Александр Можайский родился 21 марта 1825 г. в семье потомственного моряка Фёдора Можайского, адмирала русского флота. После окончания Морского кадетского корпуса он стал служить на флоте и совершил огромное количество плаваний и экспедиций.

Однако постепенно у него зрела идея создания аппарата, способного подниматься в воздух, несмотря на свой вес. Длительное время Александр изучал парящий полёт птиц, работал с воздушными змеями и летающими моделями, изучал работу воздушных винтов. Можайский неоднократно демонстрировал полёты своих моделей и вскоре стал стремиться создать самолёт.

Неоднократно он просил выделить деньги на сооружение летательного аппарата, но специальная комиссия не сочла это возможным.

Чтобы создать его, Можайскому потребовалось около 25 лет упорного труда. Работа по постройке самолёта осложнялась недостатком средств и противодействием чиновников. Когда Можайский сообщил, что привёз из Америки и Англии приборы и материалы для построения аппарата, затратил на это все свои средства и просил помочь деньгами, просьба его осталась без ответа.

Преодолев все трудности, гениальный изобретатель всё же завершил строительство самолёта к середине 1882 г. и приступил к испытаниям. Испытания самолёта проводились в условиях большой секретности. Самому Можайскому лететь не разрешили, так как ему было 57 лет. Испытание самолёта в воздухе было доверено механику, помогавшему Можайскому, – И.Н. Голубеву. Испытания состоялись 25 июля 1885 г.

Самолёт, пилотируемый Голубевым, поднялся в воздух и, пролетев некоторое расстояние по прямой, сел. При посадке было повреждено крыло самолёта, а механик получил травму. Несмотря на это, Можайский был доволен результатами испытания, так как впервые была практически доказана возможность полёта человека на аппарате тяжелее воздуха.

Казалось, теперь обеспечено всеобщее признание и поддержка со стороны правительства. Однако на деле получилось совсем иное. Изобретение А.Ф. Можайского было объявлено военной тайной, и строжайше запрещалось писать что-либо о самолёте. Никакой помощи изобретателю по-прежнему не оказывалось. Более того, чиновники и иностранцы на русской службе сделали всё для того, чтобы не только успехи русского изобретателя, но и его имя были забыты!

После первого испытания Можайский сразу же приступил к улучшению конструкции самолёта. И ещё семь лет до самой смерти он на свои ничтожные средства продолжал работу по совершенствованию аппарата. Можайский был вынужден продать не только свои имения в Волгоградской губернии и на Украине, но и личные вещи. Однако завершить свои труды не успел. Он так и не увидел свой самолёт во втором полёте.

Александр Фёдорович умер в нищете в ночь на 1 апреля 1890 г. В конце жизни он написал о себе: «Я желал быть полезным своему Отечеству».

Можайский построил и испытал свой самолёт на двадцать лет раньше американцев братьев Райт, которым до последнего времени совершенно незаслуженно приписывалось это изобретение.

Надежда Бычкова

Приходской вестник храма святого великомученика и целителя Пантелеимона

Пантелеимоновский благовест, №3 (194)