ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ПРИХОДА ПАНТЕЛЕИМОНОВСКОГО ХРАМА Г.ЖУКОВСКИЙ

="Версия
Главная > СЛОВО ПАСТЫРЯ >

О самом главном. 14 сентября – начало нового церковного года!

 

14 сентября – начало нового церковного года!

Дорогие братья и сёстры!

Вот и закончился ещё один церковный год в нашей жизни. Начинается новый. С каким духовным настроем встречаем мы его?

О самом главномВ Евангелии мы находим серьёзную мысль: «В терпении вашем стяжите души ваши» (Лк. 21: 19). Не может воспитаться дух того человека, который не умеет правильно переносить трудности. Это очень важно. И мы видим это на евангельском примере распятия Христа и двух разбойников. Один из них хулил и Бога, и людей, и страдал от этого ещё больше. Другой, благоразумный разбойник, напротив, осознал свою прошлую жизнь, понял, что получает достойное по делам своим.
 
Оказывается, что все добрые, прекрасные, вызывающие уважение качества, действительно делающие человека великим, сопряжены с подвигом, трудом, скорбями и страданиями. Редко встречаются люди, которые прожили бы жизнь без скорбей.
 
Сам крест, который мы на себе носим, состоит из двух перекладин – горизонтальной и вертикальной. Горизонтальная – то, что происходит с нами помимо нашей воли: заболевания, над которыми мы не властны, природные катаклизмы, объективные неприятности, войны и т.д. Как важно эту драгоценную горизонтальную перекладину использовать во благо! Не обвинять никого, не хулить ни людей, ни Бога, а опомниться. «Достойное по делам своим получаю!» И тот, кто так оценивает происходящее, получает благо. Христос сказал благоразумному разбойнику: «…ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23: 43). За что? За то, что всё понял и сказал: «…мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли» (Лк. 23: 41).
 
Что такое вертикаль креста? Это наши внешние подвиги. Например, мы понуждаем себя на то, чтобы помолиться, когда не хочется, сдержать себя, когда хочется объесться, напиться. Мы делаем это ради исполнения заповедей Божиих. Ибо, как писал святой Исаак Сирин, «заповеди даны Господом как врачевства, чтобы очищать от страстей и грехопадений». Конечно, сами по себе внешние подвиги, какими бы они ни были, не очищают душу. Более того, так называемый телесный подвиг: поклоны, посты, милостыни и так далее, – сам по себе нисколько не очищает человека. Все эти дела только тогда становятся вертикальной перекладиной креста, которая понемногу отрывает человека от земли, когда человек трудится над очищением души от страстей: тщеславия, гнева, ревности, лукавства и так далее. Без этого телесные подвиги могут погубить человека. Человек может возгордиться, если он не обращает внимания на самое главное.
 
Богу не нужны наши подвиги, не нужны никакие наши дела, даже добродетели, Ему не нужно ничего. Святой Исаак Сирин писал так: «Воздаяние (то есть блага, получаемые от Бога) бывает не добродетели и не труду ради неё, а происходящему от них смирению». И если не будет смирения, напрасны все труды, все добродетели – всё сожжено!
 
Здесь мы касаемся самой сути христианства, которая часто ускользает от нашего внимания. Что добродетели необходимы, что надо трудиться – мы знаем. Но они нужны лишь постольку, поскольку приводят человека к смирению. Что значит к смирению? Видению себя неспособным справиться со своими грехами, привычками, страстями. Недаром игумен Никон (Воробьёв) писал: как огня бойтесь тщеславия, ибо оно уничтожает все добродетели человека. Поэтому важно наблюдать за собой и, согрешив, сразу каяться, чтобы не погубить то, что сделано. Представьте себе, человек строит, не спит, не ест, и вдруг – поднёс спичку и всё сжёг собственными руками. Так и все наши так называемые добрые дела сжигаются тщеславием, завистью, гневом, враждой, лукавством и т.п.
 
Весь внутренний подвиг человека должен сосредоточиться на покаянии и на том, что ему содействует. Если мы имеем привычку оправдывать себя и винить других, то находимся на ложном пути! Если в душе нашей нет мира, если мы неспокойны, значит, самое основное в нашей духовной жизни – фундамент – гнилой! Всю свою жизнь нужно стараться по силе своей превратить в покаяние, других людей не осуждать, а молитвенно воздыхать об их спасении, всё же посланное нам принимать как самое полезное. Аминь.

С любовью о Господе,
протоиерей Николай Струков