ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ПРИХОДА ПАНТЕЛЕИМОНОВСКОГО ХРАМА Г.ЖУКОВСКИЙ

="Версия
 
Почему православные не используют на богослужении орган? В Псалтири говорится о том, что с его помощью можно славить Бога. Меня очень вдохновляет органная музыка, я считаю, что даже необразованный человек, не понимающий слов из духовного песнопения в православном храме, может вполне ощутить великолепие священнодействия, именно благодаря звуку органной музыки, ведь музыка доступна каждому. Во мне орган и песнопения на латинском (григорианские хоралы) возбуждают в моей душе неимоверное желание каяться и удаляют мысли от мирского и тленного, подают силы для молитвы и творения богоугодных дел. Разве это плохо? Наталья

Для ответа на Ваш вопрос приведу высказывание отца Павла Флоренского (о. Павел Флоренский. "Иконостас"): "Разве непосредственно не явно, что звуки инструментальной музыки, ДАЖЕ ЗВУКИ ОРГАНА, КАК ТАКОВЫЕ, т. е. независимо от композиции музыкального произведения, непереносные в православном богослужении. Это дано непосредственно на вкус, помимо теоретических рассмотрений, не вяжется в сознании со всем богослужебным стилем, нарушает замкнутое единство богослужения, даже рассматриваемого как просто явление искусства или синтеза искусств. Разве непосредственно не явно, что эти звуки как таковые, повторяю, слишком далеки от чёткости, от "разумности", от словесности, от умного богослужения Православной Церкви, чтобы послужить материей её звуковому искусству.
Разве непосредственно не ощущается звук органа слишком сочным, слишком тягучим, слишком чуждым прозрачности и кристалличности, слишком связанным с непросветлённой подосновой человеческой усиди, в её данном состоянии, в её натуральности, - чтобы быть использованным в храмах православных <…>.
Орган это – музыкальный инструмент, существенно связанный с исторической полосой, выросшей на том, что мы называем культурою Возрождения. Говоря о католичестве, обычно забывают, что совсем разное дело Западная Церковь до Возрождения и после Возрождения, что в Возрождении Западная Церковь перенесла тяжкую болезнь, из которой вышла, многое потеряв, и хотя приобрела некоторый иммунитет, но ценою искажения самого строя духовной жизни, и - еще большой вопрос, как отнеслись бы к послевозрожденскому католичеству средневековые носители католической идеи. Так вот, западноевропейская культура есть производное именно от возрожденского католичества, и выразила себя она в области звука, посредством органа: не случайно рассветом оргaностроительства была вторая половина XVII и первая половина XVIII века - время, наиболее выражающее, наиболее раскрывающее внутреннюю суть возрожденской культуры. Мне потому и хочется – не то чтобы провести аналогию, нет, мне хочется установить гораздо более глубоко заложенную связь...
- Связь между звуком органа и масляной краской?
- Ты угадал. Сама консистенция масляной краски имеет внутреннее родство с масляно-густым звуком органа, а жирный мазок... и сочность цветов масляной живописи внутренне связана с сочностью органной музыки. И цвета эти, и звуки ЗЕМНЫЕ, ПЛОТЯНЫЕ. Исторически же, живопись маслом развивается именно тогда, когда в музыке растёт искусство строить органы и пользоваться ими. Тут, несомненно, есть какое-то схождение двух родственных материальных причин из одного метафизического корня, почему обе они и легли в основу выражения одного и того же мирочувствия, хотя и в разных областях".
Итак, на богослужении, когда диакон (или священник) призывает народ к молитве возгласом
"Миром Господу помолимся" (или иным), ответом должна быть МОЛИТВА!!! Не звуки органа! Не концертные переливы хора! Нет! А – ещё раз повторю – молитва! Мы же подменяем молитву музыкой, развлекательными мелодиями, которые разгорячают нашу чувственность, но не дают молитвы! Да, естественно, можно прославлять Бога и песнями в сопровождении гуслей, органа и иных инструментов, как это указывается в Псалтири.
Но одно дело священные песни, а другое – БОГОСЛУЖЕНИЕ.