ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ПРИХОДА ПАНТЕЛЕИМОНОВСКОГО ХРАМА Г.ЖУКОВСКИЙ

="Версия
Главная > ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ > Богословские вопросы > Другие
 
Чем отличается воскресный день от других дней недели? Что можно, а что нельзя делать в этот день? Наталья

Воскресный день почитается Святой Церковью как первый и главный день седмицы (недели). Почему? Именно в этот день произошло величайшее событие не только в жизни Господа Иисуса Христа, но и всего человечества: Христос воскрес из мертвых. Своим Воскресением Он победил смерть, освободив тем самым человечество от абсолютной власти греха.
Вот почему воскресенье является особенным днём и его даже называют днём Господним. Господь совершил в этот день величайшее благодеяние для всего рода человеческого, и при осмыслении этого невольно возникает вопрос: с каким же уважением и благоговением мы, христиане, должны проводить этот знаменательный день?!
До Светлого Христова Воскресения главным днём недели была суббота. Она называлась днём покоя. В этот день народ должен был собираться на богослужение по заповеди Господа: “Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его… шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу Твоему. Не делай в оный никакого дела…” Из евангельского повествования мы узнаём, что евреи стали настолько буквально понимать закон о субботе, что считали непозволительным совершать в этот день даже добрые дела любви и милосердия. Христос рассеял это заблуждение, доказав иудейским учителям, что в субботу можно творить добро (Евангелие от Матфея, гл. 12, 1-12).
Важность ветхозаветной субботы состояла, прежде всего, в том, что этот день покоя являлся как бы предварительным изображением, предзнаменованием смертного покоя Христа Спасителя, то есть Его пребывания во Гробе после крестных страданий и смерти. Но после Воскресения Спасителя из мёртвых ветхозаветная суббота перестала иметь значение предзнаменования. Свершилось несравнимо более важное событие! Вот почему субботний день перестал иметь значение праздника и место ветхозаветной субботы занял воскресный день. Но по уважению к древнему празднику Святая Церковь не низвела субботу в ряд будней, а отличила её от прочих дней недели и особенностью богослужения, и запрещением (или ослаблением) поста.
Апостолы проводили воскресный день с особенным торжеством. Особенное уважение к воскресному дню имело место и у их последователей – первых христиан. Об этом свидетельствуют не только христианские, но и языческие писатели. На Шестом Вселенском Соборе Святой Церковью было предписано, чтобы настоятели храмов во все дни, но особенно в воскресенье поучали народ словами благочестия. И по сей день Святая Церковь свято хранит этот завет: воскресное богослужение отличается особой торжественностью, а главной его темой всегда является прославление Воскресшего Спасителя, Его неоценимого благодеяния для всех нас.
Из уважения к этому великому событию издавна как церковными, так и гражданскими законами было постановлено оставлять в воскресный день все житейские заботы и посвящать его на служение Богу и ближним. Но что включает в себя это служение? Это и участие в церковном богослужении, и благочестивое семейное времяпрепровождение; это и оказание помощи нуждающимся, посещение больных и одиноких людей, совершение дел милосердия; это и домашняя молитва, и душеполезное чтение, и благочестивые беседы, и совершение паломнических поездок. Неблаговидные же поступки, ссоры; неблагочестивые беседы, фильмы и передачи, смущающие душу; посещение непристойных мест, пьянство; отказ от посещения храма по причине лености и небрежения, - всё это является ярким свидетельством нашего равнодушия к делу спасения души и неблагодарности к Богу. Да, действительно, сейчас каждый из нас в той или иной степени обременён множеством забот. Но справимся ли мы с ними без помощи Божией? Храм – это особое место Божественного пребывания! Так где же, как не здесь, и тем более в воскресный день, в день так называемой Малой Пасхи, должно вознести свои мысли к Нему и открыть Ему своё сердце! Бывают, конечно же, и исключения из правил, бывают и непредвиденные обстоятельства, но зачастую наше отсутствие на воскресном богослужении объясняется малозначительными причинами.
В церковных книгах воскресенье называется ещё “неделей” (от слова “не делать”) по причине запрещения в этот день заниматься житейскими делами. Однако всё нужно понимать с рассуждением. Так, например, это вовсе не означает, что в воскресный день можно вообще ничего не делать (как считали законники и фарисеи, обличавшие Спасителя за Его добрые дела, совершенные в субботу). Разумно ли для этого ждать наступления следующего дня? Кроме того, есть и определённые обязанности у каждого из нас по отношению к тем, с кем мы рядом живём: одному надо накормить престарелых родителей, другому – помочь по хозяйству… Нельзя всё понимать буквально, строго по букве, не учитывая обстоятельств, иначе эта буква может убить дух. Каждый из нас должен принять решение пред своей совестью, как ему провести воскресный день, и если есть возможность – отложить какие-либо дела на вторую половину дня.